Российские книги для IBBY Collection

Один из основополагающих принципов IBBY – каждый ребенок имеет право доступа к книгам отличного качества. Для молодых людей с ограниченными возможностями по здоровью это может означать возможность как читать книги в доступном для него специализированном формате, так и видеть себя в сюжетах этих книг, наполняя жизнь оптимизмом и надеждой.

Национальным секциям IBBY предоставлено право выдвигать книги, которые, по их мнению, являются выдающимися примерами борьбы с болезнью и умением ярко жить вопреки обстоятельствам. И, каждые два года эксперты, работающие с IBBY Collection для молодых людей с ограниченными возможностями, выбирают из этого многообразия национальных книг 50 лучших, которые рекомендуют издателям всего мира для перевода и публикаций.

Российская секция IBBY для отбора в каталог 2021 года «50 лучших книг мира для детей и молодых людей с ограниченными возможностями» представила книги всех трех категорий, по которым формируется коллекция книг для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в публичной библиотеке в Торонто (Канада).

Категория 1. Книги специализированного формата:


Тактильное издание. ISBN: 978-5-907343-21-4

Нарядный бурундук.

Алтайская сказка о том, как бурундук получил необычную окраску своей шубки.

Эта книга для слепых и слабовидящих детей создана в Российской государственной библиотеке для слепых. Книга содержит цветные рельефно-графические иллюстрации, которые будет интересно и полезно рассматривать слепым и слабовидящим детям. Текст сказки представлен как в плоскопечатном варианте, так и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Кроме того, в книге размещена аудометка (QR-код), сканировав которую смартфоном, можно прослушать сказку в аудио-формате, облегчающем восприятие материала читателям с дислексией.


М, из-во «АСИС», ISBN: 978-1-77192-540-2

Роскошное издание знаменитой «Сказки о Золотом петушке» Александра Пушкина с красочными иллюстрациями Владимира Ненова адресованное детям с дислексией подарило издательство «АСИС». 

Книга набрана особом кириллическим шрифтом AntiDyslexia, с соблюдением ряда типографских норм, направленных на преодоление краудинг-эффекта. Небольшое количество слов в строке и Пушкинская рифма задают определённый, психологически комфортный для детей с дислексией, темп чтения.

  Дизайн и типографика книги, увеличенные и строго фиксированные интервалы между словами и буквами облегчают ребёнку их распознавание, компенсируя несколько дефицитных функций при оптической, мнестической дислексии.


М, из-во «АСИС», ISBN: 978-1-77192-546-4

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак.

Время всегда хорошее

Необычная и очень добрая история теперь доступна детям с дислексией.

Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое «лучше»? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное — правда ли, что «время тогда было другое»? А может быть, время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя…


 Книги для детей с дислексией набираются особом кириллическим шрифтом AntiDyslexia, с соблюдением ряда типографских норм, направленных на преодоление краудинг-эффекта. Стилизация текста, элементы графического романа и опорных схем помогут понять и удержать в фокусе внимания интригу и сюжет детям с оптической, мнестической дислексией. Специальные задания, встроенные в текст, направлены на расширение активного внимания и фонологической осведомленности. Дизайн и типографика книги компенсируют несколько дефицитных функций у детей при дислексии.

Категория 2. Учебно-методические издания:


М, Фонд президентских грантов, 2019

Методические рекомендации «Обучение работе с тестом» ориентированое на обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с легкой интеллектуальной недостаточностью, создали два педагога – Любовь Жерикова, учитель начальных классов и Наталья Фощунова, учитель- дефектолог.

В пособии представлена авторская программа работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) при обучении работы с текстом в рамках школьного предмета «Литературное чтение» в первом классе школы.

У детей с аутизмом навыки чтения и письма активно стимулируют речевое развитие и способствуют более полной социализации в обществе. 


Большинство школьных учебников сложны для восприятия детей с РАС, поэтому авторами пособия разработаны адаптированные задания по чтению, учитывающие особенности наших учеников. В пособие предложено поэтапное формирование и развитие у учащихся с РАС навыков осмысленного чтения, начиная от работы над пониманием предложения, заканчивая анализом литературного текста из 10-15 предложений.

Методические пособие будет полезно учителям инклюзивных и ресурсных классов, а также специалистам и родителям, которые не только могут использовать готовый материал для занятий, но и получить практический образец для создания своих авторских адаптированных материалов.

Пособие создано в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО) для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)


М, из-во АСТ, 2020. ISBN: 978-5-17-115352-6

Ирина Леонова. Альбом для логопеда по развитию речи.

В альбоме описана пошаговая система развития коммуникативных навыков и речи у детей младшего и дошкольного возраста. Альбом универсален и адаптирован для детей с отклонениями в развитии, в том числе с РАС. Все упражнения сопровождаются надписями, которые сформируют базу ребенка для дальнейшего обучения чтению. Напротив каждого задания – пошаговое руководство для взрослых, а в последней части альбома есть подробное описание того, как выполнять упражнение на разных уровнях сложности. Это позволяет использовать альбом при работе с детьми с разным уровнем речевого развития.


 Книги, выбранные для каталога «50 лучших книг мира для детей и молодых людей с ограниченными возможностями», как правило предоставляются в трех экземплярах:  Один экземпляр будет внесен в постоянную коллекцию IBBY, а оставшиеся две копии будут участвовать в международных передвижных выставках.

После двух лет путешествия один экземпляр книги будет размещен в библиотеке в The Hive, University of Worcester, Великобритания, а другой – в Центральной библиотеке Северного Йорка в Торонто.

Информацию о книгах категории 3 смотрите далее на сайте