Российские книги для IBBY Collection для молодых людей с ограниченными возможностями по здоровью (продолжение)

Пожалуй, самой многочисленной коллекцией, которую каждые два года представляет российская национальная секция в оргкомитет IBBY – книги категории 3 – книги о детях с ограниченными возможностями по здоровью. Сюжеты в этих книгах драматичны и лиричны, жизненны и оптимистичны! Они открывают мир иной стороной бытия, близкое знакомство с которым просто необходимо для формирования нравственного и душевного здоровья современного подростка.

В коллекцию 2021 года представлены:

Анна Анисимова. Музыка моего дятла.
(6+), total blindness

М, «Самокат», 2020.

Анна Анисимова родилась в 1963 году. Она окончила факультет журналистики Новосибирского государственного университета. Автор более10 книг и номинант нескольких российских литературных премий. Одна из историй этой книги, «Невидимый слон», в 2017 году вошла в международный каталог IBBY Selection of Outstanding Books for Young People with Disabilities.

Можно ли быть счастливым, если жизнь не дала тебе одного из чувств – например, зрения или слуха? Что это для семьи – наказание или дар? Маленькая героиня этой книжки учится писать секретным шифром, дружит с дедушкиной тростью, играет с невидимым слоном, вместе с китом ныряет за друзьями в океан и любит яблоки, потому что они звонко хрустят! И даже если она глазами не видит мира реального, ничто не мешает её миру – тому, который внутри, – переливаться фантазией и радостью. И хотя в книге говорится об очень серьёзных вещах, но так, как умеет только Анна Анисимова: удивительно легко и светло.

Юный читатель сможет читать эту книжку и самостоятельно, и в семейном кругу: немного смешно, немного грустно — и есть что обсудить. И внутри книги есть инструкция «Как помочь незрячему человеку».


Ксения Беленкова. Я учусь в четвертом КРО
12+, total blindness.
Москва, «Дом Мещерякова» 2019.

Ксения Беленкова родилась в 1978 году. Закончила Московский Государственный педагогический университет, получив специальности филолог и учитель-логопед. Работала в детском саду и школе.
С 2007 года пишет статьи по развитию речи, и с 2008 года – художественные произведения.
В 2009 году стала членом Союза Писателей Москвы, некоторые ее книги становились финалистами Международной литературной премии им. В. П. Крапивина и конкурса на лучшее произведение для детей «Книгуру».

Эта книга – итоги года, который писательница проработала логопедом в коррекционном классе для детей «с особенностями» – кто-то из них сидит под партой, кто-то постоянно смеется, кто-то видит невидимых существ, кто-то все время спит, а кому-то так тяжело дается учеба, хоть из класса убегай. Но, несмотря на “особенности”, эти дети такие же, как и все дети. Они грустят и радуются, боятся, мечтают, они живые и настоящие, просто «особенные». Как говорит автор, все герои тут вымышленные, но истории – настоящие. Автор как бы «влезает в шкуру» каждого «странного» ребенка и старается понять, как он видит, что чувствует, о чем думает и дает этим детям голос, – и до чего же интересные истории они рассказывают!


Анна Вербовская. Ангел по имени Толик.
(12+), Mental disability
Москва, «Аквилегия-M», 2020.

Анна Вербовская родилась в 1966 году. Окончила факультет журналистики МГУ. Работает на телевидении, в настоящее время – редактор одного из главных телевизионных каналов страны. Она более 10 лет пишет книги для детей, член Союза писателей России, лауреат и финалист российских и международных литературных конкурсов, среди них «Заветная мечта»-2007, «Книгуру»-2011, Конкурс им. С. Михалкова-2016, Корнейчуковская премия-2018.

Повесть о семье и о всеобщей любви к мальчику, который родился не таким, как все, но всю жизнь нес на себе печать ангела, и отзывалось это светом всеобщей любви. Книга написана с таким мастерством, теплом и искренностью, с такой психологической убедительностью, что долго будет отзываться в сердце читателя. Анна Вербовская рассказала нам про то, как Толик, который и говорить толком не умел, стал другом и помощником в своей семье так естественно, будто все мы уже давным-давно научились инклюзии и доброму отношению к ментальным инвалидам.

Наталья Вишнякова. Не плач.
(12+), Spinal muscular atrophy (SMA), Reflex sympathetic dystrophy syndrome (RSD)
Москва, «КомпасГид», 2020,

Наталья Вишнякова родилась в 1973 году. Она журналист и педагог, автор нескольких книг, киносценариев и пьес для детского кукольного театра. В повести “Не плачь” нет одного рассказчика: в ней звучат голоса разных персонажей, которые затрагивают актуальные темы: врождённые проблемы со здоровьем, непростые семейные отношения, первая любовь, личные границы, буллинг, неоднозначность добра и зла…

Сюжет достоверен, а персонажи будто списаны с реальных подростков. Всех их связывает одно – важное на сегодняшний день понятие «инклюзия». Она о детях, которые не могут ходить. Кто-то – с самого рождения, а кто-то постепенно утрачивает эту способность. Повесть небольшая, но чрезвычайно пронзительная. В ней истории о разных людях и их судьбах. Они борются изо дня в день за то, что дано здоровым людям. Но те, у кого, действительно, сложности в жизни и со здоровьем, зачастую, жизнерадостны и оптимистичны.


Нина Дашевская. День числа Пи
(12+), Autism spectrum disorder (ASD)
Москва, «Самокат», 2018.

Нина Дашевская родилась в 1978 году. Окончила Московскую консерваторию, играет на скрипке в оркестре Детского музыкальном театре им. Н. И. Сац. С 2009 года пишет рассказы и книги для детей и подростков, которые отмечены многими литературными премиями – Национальная литературная премия «Золотое перо Руси»-2010; Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» – 2013, 2014, 2015; Международная детская литературная премия имени писателя В. П. Крапивина – 2013, в 2018 году номинирована на Международную литературную премию памяти Астрид Линдгрен.

Нина Дашевская исследует мир ребенка, «не такого как все», с аутизмом. Но восхитительная трогательность ее книги в том, что и самому обыкновенному пареньку тоже непросто понять себя и окружающий мир. Два повествования от лица Лёвы и Кирилла становятся единым голосом нового литературного поколения – очень умного, проницательного, свободолюбивого, но по-прежнему с трудом принимающего странные законы и правила, навязанные взрослыми. Конечно, оба героя незаурядные, они талантливы, активны, тонко и экспрессивно реагируют на любые ситуации в школе и дома. Разносторонние увлечения, граничащие с гениальностью, позволяют восхищаться ими, их невинным отношением к собственным способностям. Беззлобный и увлеченный математикой Лёва оказывается замкнутым, даже немного опасным аутистом. А черствый и грубоватый Кирилл – музыкально одаренным, подвинутым на почве ревности, но при этом находчивым и ответственным парнем, не раз выручающим окружающих из беды. Герои Дашевской живут стремительно, стремительно и читается повесть, оставляя за собой длинный кометный хвост радости, размышлений, прожитых мгновений счастья.


Инна Манахова. Монолог
(12+), Spinal cord injury (SCI)
Москва, «Детская литература», 2019.

Инна Манахова родилась в 1986 году. Окончила факультет иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета, работает переводчиком. Лауреат Международного литературного конкурса им. С. Михалкова – 2018.

Что определяет жизнь человека? Только обстоятельства? Или его стремление к счастью и желание жить полной жизнью может одержать верх над ними? Об этом думаешь, читая историю 16-летней Тани. Черный “ауди” лишил ее возможности ходить. Мечта стать фотомоделью остается в прошлом, надо учиться жить по-новому… По-новому строить свои отношения с девочкой надо и людям, ее окружающим, – маме, папе, подруге, молодому человеку. Кто поддержит ее на этом пути, кто не испугается трудностей?


Николай Пономарев. Точка бифуркации.
(12+), Congenital deafness
Москва, «КомпасГид», 2019.

Николай Пономарев родился в 1976 году. Окончил Омский педагогический университет, работает преподавателем в школе. На его счету больше 10 книг для детей и подростков, лауреат и финалист двух сезонов Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков, участник II Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене, 2012.

Где та поворотная точка, в которой жизнь Тимофея свернула с привычной колеи? Вот он ждёт автобус номер двенадцать. Утром. И следующим утром тоже. Едет в школу, после уроков – к друзьям. На танцы, он профессионально занимается танцами. Иногда – на соревнования: городские, областные, всероссийские. Общается в соцсетях. Ложится спать. И где же, где в этом графике тот миг, после которого ничто не будет по-прежнему? А где поворотная точка в жизни Марины? После уроков – сразу домой. Из дома лишний раз – ни ногой. Да и что там делать, за пределами дома, в шумном мире, где ты, в отличие от остальных, не слышишь ни звука? С людьми из этого мира Марина встречается нечасто – разве что по утрам, в автобусе номер двенадцать.

Это – реалистическая, психологически достоверная и глубокая книга, полностью сосредоточенная на настоящем: на нашем времени, на неповторимом моменте из жизни, на эмоциях “здесь и сейчас”, на первой любви подростков, один из которых глухой от рождения.


Кристина Стрельникова. День глухого кита.
(12+), Sudden sensorineural hearing loss (SSHL)
Санкт- Петербург, «Речь», 2019.

Кристина Стрельникова родилась в 1976 году, окончила Восточную экономико-юридическую гуманитарную академию (Академия ВЭГУ), пишет для детей и подростков. Она лауреат Всероссийской литературной премии им. С.Я.Маршака, 2017 и Международной детской литературной премии им. Владислава Крапивина, 2016. Кроме того, она неоднократно получала награды и премии литературных конкурсов за стихи и песни для детей.

У главного героя повести случилась неприятность – он случайно разбил чайник своей тёти. Эта мелкая, на первый взгляд, оплошность приводит к глобальному конфликту в семье, в результате которого мальчик перестаёт слышать. Он погружается в тишину, где нет не только нотаций и упрёков, но и болтовни с приятелями или разговоров по душам с родителями. Удастся ли взрослым и подростку найти другой язык общения или они навсегда будут разделены океаном молчания, в котором, как киты, проплывают мимо друг друга?  Главному герою открывается это, когда он перестает слышать. Вообще человек сильно меняется, когда с ним происходит несчастье. Можно сказать, что потеря слуха для главного героя – как толчок к осознанию своего внутреннего “Я” и окружающих его  людей. Ему открывается то, что он раньше не понимал и, как ни странно, не слышал.


Материал по книгам категории 3 для «IBBY Коллекции для молодых людей с ограниченными возможностями по здоровью» подготовила Анна Годинер, редактор, исследователь детского чтения, куратор программ по «особому детству» Совета по детской книге России.  

Историческая справка:

Уникальная Международная коллекция книг для детей и молодежи с ограниченными возможностями по здоровью хранится сейчас в Публичной библиотеке Торонто. В ней более 4000 многоязычных книг в различных форматах, включая кинетическую речь, язык Брайля, блиссимволику, картинные символы коммуникации, тактильные и текстильные, и др.

Эта книжная коллекция была передана в Норвежский институт специального образования Университета Осло в 1985 году от IBBY. Затем она хранилась в Муниципальной школе и ресурсном центре Хауг (HSRC), недалеко от Осло. В Публичную библиотеку Торонто эта книжная коллекция поступила от IBBY в 2013 году.

Российские издания в каталоге «50 лучших книг мира для детей и молодых людей с ограниченными возможностями»:

IBBY-2015. Категория 1. Самуил Маршак «Детки в клетке». Издание Благотворительного фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», Москва.

(см. архив, 14.01.2015   https://www.rbby.ru/?p=814#more-814

IBBY-2017. Категория 3. Анна Анисимова. «Невидимый слон». М.,из-во «Фома», 2013

Екатерина Мурашова. «Класс коррекции». М., из-во «Самокат», 2014

(см. архив, 15.07.2016    https://www.rbby.ru/?m=201608

IBBY-2019. Категория 3. Дарья Доцук. «Голос». М, Самокат, 2017.  

(см. архив 24.03.2018   https://www.rbby.ru/?m=201803)