Детские писатели многонациональной России

Предлагаем Вашему вниманию заметки о детской национальной литературе Юрия Соловьева, детского писателя из Республики МарийЭл, директора издательского дома «Марийское книжное издательство»

«Прежде всего, национальная детская литература призвана сохранить язык, культуру и традиции народа, а это любовь к своей земле, доброта к окружающим, уважение к старшим. Цель творчества любого национального детского писателя – показать ребенку на примере традиционных ценностей своего народа общечеловеческие ценности.

Базой сохранения национальной культуры должно стать образование, прежде всего, обучение на национальных языках. Только в этом случае ребенок будет в полной мере владеть своим родным языком, чувствовать его красоту, богатство, только тогда он сможет писать стихи, петь песни на родном языке и, таким образом, будет носителем языка.

В Республике Марий Эл марийский язык, наряду с русским является государственным языком, поэтому изучение марийского языка становится обязательным. Но это не совсем та психологическая доминанта какая присутствует при изучение родного языка. В родном языке воспитательная традиция связывает в сознании молодого поколения священные понятия: семья и родной язык, родная природа и родной край, народ и его история, вера и духовная культура. В результате формируется национальное самосознание, национальная гордость.

И все это выводит на новый уровень осознания более широкого понятия – Отчизна, Родина!
Читать далее

Лауреаты литературного конкурса им. Сергея Михалкова

Надежда Васильева дважды становилась лауреатом Международного литературного конкурса им. Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков – в 2014 года (повесть «Гагара») и в 2018 (повесть «Про Дуньку, которую знали все»). И обе ее книги получили признание у читателей, и не только подростков.

По образования, Надежда Борисовна Васильева педагог, окончила факультет иностранных языков Псковского государственного педагогического института. Долгое время работала в школе, и этот опыт общения со школьниками, понимание их проблем и трудности становления личности, определили творчество Надежды Васильевой. Сначала, как считает сама писательница, это была потребность учителя рассказать взрослым, родителям о том, как раним ребенок, как порой беззащитен его внутренний мир. Затем наверно, желание писателя поделиться историями из жизни подростков и на примерах судеб своих героев с сильным, независимым характером вести диалог с читателем о дружбе и любви, о совести и ответственности, о милосердии и долге…

Повесть «Про Дуньку, которую знали все» – о своевольной, дерзкой, отчаянно бесшабашной, невоспитанной девчонке, которая терроризировала всю школу. О том, как она вырастает рассудительной и бесстрашной, ответственной и самостоятельной личностью, умеющей слушать и слышать других.

Читать далее

Лауреаты литературного конкурса им. Сергея Михалкова

«Зима, город Воркута, 1975 год, май, родился Веркин Эдуард»

Так написал в автобиографии один из самых ярких современных авторов для подростков.

Возникает вопрос – почему зима, если писатель родился в мае? А потому что Воркута не случайно в переводе означает «медвежий угол» – город находится на северо-востоке страны почти в двух тысяч километров от столицы. И зимы там долгие – длятся почти девять месяцев.

Будущий писатель учился в обычной общеобразовательной школе и, по собственным воспоминаниям, склонности к литературному творчеству не выказывал.

В 1993 году поступил в Сыктывкарский государственный университет и учился параллельно на историческом и юридическом факультетах. Вот тогда -то и начал писать…. переписывая по нескольку раз свои курсовые работы… по крайней мере, «тяга к сочинительству пошла оттуда» считает сам писатель.

Первой пробой пера, заслуживающей внимания, сам писатель считает конкурсную работу, посвященную 50–летию победы в Великой Отечественной войне. Она была напечатана в одной из провинциальных газет и принесла автору первый гонорар.

После окончания университета Эдуард Веркин работал преподавателем обществоведения в одном из вузов Воркуты. В этот период его рассказы уже печатались в журналах: «Урал», «Белый бор», «Север», «Берег» и других.

Интерес, с которым встретили читатели произведения Эдуарда Веркина, помогли ему вступить в воркутинский Союз писателей, и затем, по рекомендации союза писатель поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького (2003г).

Эдуард Веркин работает в разных жанрах, он считает, что звучать на одной ноте скучно и утомительно. В его творческом багаже — детективы, страшилки, фантастика, фэнтези, мистика, приключения, путешествия. Он всё чаще заявляет о себе как об авторе, берущимся за сложные современные и исторические темы. Реалистическая проза Веркина — неизменный фаворит всех ведущих премий по детской литературе.

Язык произведений Эдуарда Веркина своеобразен, необычен, сюжет — непредсказуем, близок современным подросткам динамичностью, погружённостью во внутренний мир героев. В основу многих произведений писателя легли личные житейские наблюдения.

В 2010 году вышла повесть «Друг-апрель». Рукопись этой повести стала победителем Второго Международного литературного конкурса им. Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Проблемы, затронутые в повести обращены к сложному периоду становления личности подростка. Автор обращается теме первой любви, раскрывает борьбу героя с обстоятельствами и «непреложными законами жизни». Повесть была высоко оценена критиками, включена в список выдающихся книг мира «Белые вороны–2012».

Сегодня Эдуард Николаевич Веркин живёт в Иванове. Он обладатель более 13 престижных литературных наград, автор более 70 книг (а может быть и больше!), его роман «Облачный полк» вошёл в список 100 главных книг постсоветского времени, составленный сайтом «Год литературы» по результатам опроса 24 экспертов.

Писатель пишет для подростков, поскольку считает, что «детство — самая важная пора в жизни. Никогда человек не чувствует мир так тонко, как в детстве, никогда мир не бывает так огромен и интересен».

Читать далее